Вторник, 07.05.2024, 02:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Ефановой Ольги Станиславовны

программы
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Итоговая оценка в начальной школе ФГОС

Итоговая  оценка в начальной школе

 

Подход  к  системе  оценки достижения   планируемых   результатов с позиций управления образованием для обеспечения качества образования с необходимостью включает в себя как внутреннюю, так и внешнюю оценку, по­строенные на одной и той же содержательной и критериаль­ной основе.

При этом внешняя оценка, реализуя требования стандарта, задает общие ориентиры образовательного процесса посред­ством уточнения содержательной и критериальной основы всей системы оценки, в том числе внутренней.

Внутренняя оценка - это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и др.) Она вы­ражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в проме­жуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следу­ющий класс или на следующую ступень обучения.

Эффективность внутренней оценки зависит от того, на­сколько выбранные школой средства способствуют выполне­нию ее двух основных функций.

Во-первых, обеспечивать обратную связь, информируя:

• учеников об их продвижении в освоении программы (а на определенном этапе и об общем уровне освоения), об их сильных и слабых сторонах;

•   учителей об эффективности их педагогической деятель­ности.

Во-вторых, обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся: ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять учащихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе и т. д.

Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешни­ми по отношению к школе службами, уполномоченными вес­ти оценочную деятельность. Эффективность внешней оценки зависит от того, в какой мере она выполняет свои основные функции. Во-первых, функцию ориентации образовательного процесса на достижение планируемых результатов посредством уточнения на конкретных примерах содержания и критериев внутренней оценки. И во-вторых, функцию обратной связи, в основе которой лежит возможность получения объективных и сопоставимых данных в целях управления качеством образо­вания.

Внешняя оценка в принципе может проводиться в рамках следующих регламентированных процедур:

•   государственная итоговая аттестация выпускников;

•   аттестация работников образования;

•   аккредитация образовательных учреждений;

•   мониторинговые исследования качества образования. «Точка соприкосновения» внутренней и внешней оценки —

итоговая оценка, поэтому степень воздействия внешней оценки на образовательный процесс (через систему внутренней оценки) тем больше, чем более выражена связь процедур внеш­ней оценки с итоговой оценкой выпускников.

В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому прямое включение внешней оцен­ки в итоговую оценку младших школьников исключается. Это означает, что влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредита­цию образовательных учреждений, мониторинговые исследова­ния, в которых основным элементом выступают результаты итоговой оценки выпускников.

Это выдвигает определенные требования к структуре итого­вой оценки. С одной стороны, она должна позволять фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребенка, т. е. вести оценку ребенка по отношению к самому себе. С другой стороны, итоговая оценка должна позволять получить объективные и надежные данные об образо­вательных достижениях каждого ребенка и всех учащихся.

Поэтому в итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие: накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений уча­щихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, и оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных фор­мируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы.

Фиксация накопленных в ходе обучения оценок и проведе­ние итоговых работ — область компетенции педагогов и школы. Таким образом, итоговая оценка в начальной школе в полном соответствии с Законом «Об образовании» является внутренней оценкой школы. Проведение итоговых работ обусловлено необ­ходимостью получения объективных и сопоставимых данных о постигаемых системой начального образования уровнях образо­вательных результатов. Поэтому в целях обеспечения объектив­ности и сопоставимости данных целесообразно использовать пи проведения итоговых работ единый или, как минимум, со­поставимый инструментарий, разрабатываемый либо централизованно на федеральном уровне, либо региональными органа­ми управления образованием или образовательными учреждени­ями на основе спецификаций и демонстрационных вариантов, созданных в рамках системы внешней оценки.

Таким образом, если в ходе текущей оценочной деятельности используется операционализированный перечень планируе­мых результатов, а итоговые работы проводятся по единому или сопоставимому инструментарию, то оказывается возможным обеспечить содержательную и критериальную связь внутренней итоговой оценки с системой внешней оценки.

Эта связь может быть существенно усилена, если:

•   проводится регулярный внешний мониторинг образова­тельных достижений выпускников начальной школы, осущест­вляемый на основе представительной выборки (на федеральном и региональном уровнях);

•   процедуры аттестации педагогических кадров и аккреди­тации образовательных учреждений предусматривают проведе­ние анализа:

—  агрегированных данных о результатах выполнения вы­пускниками итоговых работ;

—  выборочных данных, характеризующих используемую учителем и школой систему накопительной оценки.

В системе итоговых работ особое место занимают работы, проверяющие достижение предметных планируемых результа­тов по русскому языку и математике, а также работы, проверя­ющие достижение метапредметных результатов, в том числе по программе «Чтение: работа с информацией».

Именно эти результаты, характеризующие уровень усвое­ния учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями (и, в частности, навыками осознанного чтения и работы с информацией), имеют решающее значение для успеш­ного обучения на следующей ступени. Поэтому именно эти результаты имеют особое значение для оценки деятельности системы начального образования в целом, образовательных уч­реждений начального образования и педагогов, работающих в начальной школе.

Проверку названных результатов целесообразно вести при проведении трех итоговых работ: 1) итоговой работы по русско­му языку; 2) итоговой работы по математике и 3) итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Решение о целесообразности проведения итоговых работ по другим предметам, а также о разработке инструментария для них следует отнести к компетенции региона и образовательных учреждений.

Организация накопительной системы оценки. Портфолио

Рассмотрим более подробно другую составляющую итого­вой оценки — накопленную оценку. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является порт­фолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и резуль­татов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. При этом материалы порт­фолио должны допускать проведение независимой внешней оценки, например при проведении аттестации педагогов.

Опыт использования портфолио у нас и за рубежом показывает, что его можно отнести к разряду аутентичных индиви­дуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динами­ки образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств само­организации собственной учебной деятельности, как самоконт­роль, самооценка, рефлексия и т. д.).

Портфолио — это не только современная эффективная фор­ма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

•   поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

•   поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

•   развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том чис­ле   самооценочной) деятельности учащихся;

•   формировать умение учиться — ставить цели, планиро­вать и организовывать собственную учебную деятельность.

В состав портфолио могут включаться результаты, достиг­нутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и В иных формах активности: творческой, социальной, коммуни­кативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятель­ности,— протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

В портфолио учеников начальной школы, которое исполь­зуется для оценки достижения планируемых результатов на­чального общего образования, целесообразно включать следу­ющие материалы.

1. Выборки детских работ формальных и творчес­ких, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе факультативных снятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составля­ющей портфолио являются материалы стартовой диагности­ки, промежуточных и итоговых стандартизированных ро­пот по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарас­тающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Примерами такого рода работ могут быть:

•   по русскому языку и литературному чтению, ино­странному языку — диктанты и изложения, сочинения на за­ма иную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, мате­риалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;

•   по математике — математические диктанты, оформ­ленные результаты мини-исследований, записи решения учеб­но-познавательных и учебно-практических задач, математичес­кие модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих на­выки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

•   по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, ма­териалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

•   по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской дея­тельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллю­страции на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, матери­алы самоанализа и рефлексии и т. п.;

•   по технологии — фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

•   по физкультуре — видеоизображения примеров испол­нительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтро­ля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

2.  Систематизированные материалы наблюдений (оце­ночные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

3.  Материалы, характеризующие достижения учащих­ся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов началь­ного образования, устанавливаемых требованиями стандарта.

Оценка как отдельных составляющих портфолио, так и портфолио в целом ведется на критериальной основе, поэтому портфолио должны сопровождаться специальными документа­ми, в которых описаны состав портфолио, критерии, на осно­ве которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой ра­боты в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учите­лем применительно к особенностям образовательной програм­мы и контингента детей.

При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инстру­ментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, естественно спроецировав их предварительно на дан­ный этап обучения.

Практически все составляющие портфолио в настоящее время в силу неразработанности инструментария могут быть оценены только качественно.

При их оценке целесообразно основываться на описан­ных выше особенностях новой системы оценки, и прежде всего такой ее особенности, как уровневый подход к построению измерителей и представлению результатов. Согласно этому подходу оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуаль­ные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

Поэтому в текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

•   «зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворитель­но»), т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной сисстемы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

•   «хорошо», «отлично» — с оценками, свидетельствую­щими об усвоении опорной системы знаний на уровне осо-званного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или  избирательности)  интересов.

Это не исключает возможности использования традицион­ной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, постижение опорного уровня в этой системе оценки интер­претируется как безусловный учебный успех ребенка, как ис­полнение им требований стандарта и соотносится с оценкой "удовлетворительно" («зачет»).

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о:

1)  сформированности универсальных и предметных спо­собов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

2)  сформированности основ умения учиться, т. е. способ­ности к самоорганизации с целью постановки и решения учеб­но-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах разви­тия личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Технология формирования портфолио и оценки вклада от­дельных его составляющих в итоговую накопленную оценку в соответствии с вышеуказанными тремя направлениями будет разрабатываться в ходе введения планируемых результатов на­чального образования и системы оценки их достижения.

Итоговая оценка выпускника и ее использование в системе образования

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накоп­ленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выпол­нение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межнредметной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также дина­мику образовательных достижений учащихся за период обуче­ния. А оценки за итоговые работы характеризуют, как мини­мум, уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок по каждому предмету и по прог­рамме формирования универсальных учебных действий делают­ся следующие выводы о достижении планируемых результатов:

1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их | для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых ре­зультатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а ре­зультаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о пра­вильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня.

2. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходи­мой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебны­ми действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых ре­зультатов по всем основным разделам учебной программы, при­чем  не менее чем по половине разделов выставлена оценка

хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% зданий базового уровня и получении не менее 50 % от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учеб­ными действиями, необходимыми для продолжения обра­зования на следующей ступени.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующую ступень обшего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной об­разовательной программы начального общего образования.

В случае если полученные ребенком итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении плани­руемых результатов, решение о переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особен­ностях обучения данного выпускника в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образова­ния и науки Российской Федерации.

Решение педагогического совета о переводе выпускника принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы,  в которой:

•   отмечаются образовательные достижения и положитель­ные качества выпускника;

•   определяются приоритетные задачи и направления лич­ностного развития с учетом как достижений, так и психологи-

ческих проблем развития ребенка;

•   даются психолого-педагогические рекомендации, при­чинные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, долж­ны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями.

Образовательные учреждения информируют органы управления в установленной регламентом форме:

•   о результатах выполнения итоговых работ по русскому языку, математике и итоговой комплексной работы на меж­предметной основе;

 •   о количестве учащихся, завершивших начальное общее-образование и переведенных на следующую ступень обра­зования.

Оценка результатов деятельности федеральной, регио­нальных и муниципальных систем образования проводит­ся на основе мониторинга образовательных достижений вы­пускников с учетом условий деятельности образовательных систем.

В случае если для проведения итоговых работ использует­ся единый, централизованно разработанный инструментарий, наиболее целесообразной формой является регулярный мони­торинг результатов выполнения трех итоговых работ: по русскому языку, по математике и итоговой комплексной рабо­ты на межпредметной основе.

Мониторинг может проводиться на основе выборки, пред­ставительной для Российской Федерации и для регионов Рос­сии, или на основе генеральной совокупности (для муници­пальных систем образования).

По запросу органов управления образованием в число объ­ектов мониторинга могут быть включены результаты итоговых работ и по иным предметам начальной школы.

С целью выявления факторов, которые необходимо учиты­вать при принятии управленческих решений, мониторинг обра­зовательных достижений сопровождается сбором и анализом контекстной информации, отражающей особенности и условия деятельности образовательных систем (расположение образова­тельных учреждений, особенности структуры сети образователь­ных учреждений, особенности организации образовательного процесса, ресурсное обеспечение и др.). При необходимости выявления влияния дополнительных факторов (например, учеб­но-методических комплектов) могут быть сформированы до­полнительные выборки.

Оценка результатов деятельности образовательных уч­реждений начального образования осуществляется в ходе их аккредитации, а также в рамках аттестации работников образо­вания. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов с учетом:

•   результатов мониторинговых исследований разного уров­ня (федерального, регионального, муниципального);

•   условий реализации образовательной программы началь­ного образования;

•   особенностей контингента обучающихся. Предметом оценки в ходе данных процедур является также

внутренняя оценочная деятельность образовательных учреж­дений и педагогов, и в частности отслеживание динамики об­разовательных достижений выпускников начальной школы дан­ного образовательного учреждения.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ефанова1979 (18.01.2015)
Просмотров: 3902 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Корзина
Поиск

Copyright MyCorp © 2024